Разия апа Гатауллина из деревни Верхнее Альмурзино ушла на фронт в 20 лет

6 апреля 2018 г., пятница

День своего рождения, когда ей исполнилось 95 лет, она встретила в здравом уме и с отличным настроением. Руководителем района, приехавшим к ней с поздравлениями по случаю юбилея, она сыграла на гармони и исполнила задорную песню.

 

«Защищали наши войска от фашистких ястребов»

Разии посчастливи­лось недолго прожить с мужем Насибуллой, с которым они только что поженились. Началась Великая Отечественная война, вскоре ее мужа призвали на фронт. Че­рез несколько лет, когда Разия уже сама была на войне, пришло горькое письмо о том, что Наси­булла пропал без вести.

Женщины, в том чис­ле и Разия, трудились в тылу и за своих мужей. Растили хлеб, валили лес. «Днями и ночами работали на поле, но не оставляли незасеянным ни одного клочка зем­ли», – говорит ветеран.

А во время страды 1943 года повестку вру­чили самой Разии. На войну брали самых ста­рательных, активных де­вушек, в первую очередь комсомолок. Разия была активисткой. Из Кузне­чихинского военкомата отправились около 20 девушек. Сначала 4 ме­сяца проходили учебу в Казани. Затем, надев ши­нели, ушли на фронт. Ра­зия Гатауллина служила на Украине, в Белорус­сии в зенитной батарее. Сегодня, несмотря на свой преклонный воз­раст, она хорошо помнит все, что пришлось пере­жить на войне. «По-рус­ски я плохо знала, но, как только раздавалась тревога или команда, одной из первых в пол­ной готовности ставала в строй. Наш командир всегда хвалил меня», го­ворит она. Рассказывает о том, как ремонтиро­вали железнодорожные пути. Приходилось с ружьем стоять на посту, готовить еду в солдат­ской кухне, хоронить погибших солдат.

– Мы находились всего в 50 километрах от линии фронта. С насту­плением темноты вра­жеские самолеты начи­нали нас бомбить. Мы, зенитчицы, охраняли наши войска от фашист­ских ястребов, – расска­зывает бабушка.

«Наверно, нелег­ко было служить среди мужчин?» – спрашиваем мы. Она ответила: «Нет, милая, не то что рукой, даже небрежным словом нас не трогали. Ведь все зависит от тебя самой».

День Победы Разия апа встретила в Поль­ше. С волнением вспо­минает она о том, как радовались, обнимали и поздравляли друг друга, как бойцы бросали пи­лотки в небо, стреляли из винтовок, а вечером собрали скромный ужин и праздновали Победу.

«Жить – значит, трудиться»

Спустя два с по­ловиной года со дня призыва на фронт она вернулась в родное село, а ее грудь укра­шали ордена и медали. Фронтовиков встре­тила трудная послево­енная сельская жизнь – голод, нищета…По­сле приезда Разия с го­ловой ушла в работу. Много лет трудилась на ферме. Ухаживала за телятами, доила ко­ров.

Родственники про­павшего на фронте мужа сосватали Разию за своего родственни­ка Самигуллу. У них родилось двое детей. Но семейная жизнь не сложилась.

– Всю жизнь про­жила без любви. Одной жить тоже нелегко. Не нарадуюсь тому, что у меня есть сын и дочь. Они – моя отрада, опо­ра и надежда, – гово­рит Разия апа.

Ее дочь Рушания, живущая в соседнем селе, сын Шайхулла, который обосновался в Казани, приезжают к матери, живут у нее неделями, благодарно ухаживают за ней.

 

– Чтобы вырастить нас, мама трудилась на двух работах. На ферме ухаживала за скотом, убиралась в конторе, – рассказывает Рушания апа. – Мама никогда не была без работы. Рано утром, еще до работы, успевала напрясть два мотка шерстяных ни­ток. Еще в свои 80 лет держала корову, до по­следнего времени тру­дилась в огороде. Да и сейчас не сидит без дела, прядет, вяжет.

Даже красивые си­душки на стулья Разия апа связала сама. Уди­вительно, но она никог­да не носила очков, да и сейчас легко вдевает нитку в иголку.

– Человеку необхо­димо двигаться, тру­диться. Когда детей нет рядом, сама топлю печь, готовлю еду. По­работаю, и телу заряд­ка. Всю жизнь с раннего утра бывала на ногах, не любила долго спать. Кто долго спит, тот жи­вет недолго, – добавля­ет бабушка ветеран.

Уважаемая бабушка односельчан

– Разия апа, в вашем роду много долгожителей?

– Папа прожил 89 лет, мама умерла в девяносто. А мачеха отца дожила до 107 лет, – поражает нас Разия апа.

По ее признанию, всю жизнь у нее болел желудок. «Врачи говорили, что это оттого, что поднимала тя­жело», – говорит она. А по другим поводам никогда не обращалась в больницу.

– Мама всегда была тре­бовательна к еде. Ела по-ма­лому, мало употребляла мясо. Больше предпочитала молоко, катык, – говорит дочь нашей собеседницы.

– Лекарств много не пейте, это не в пользу, – предупреждает нас бабуш­ка.

Побывавшая на фрон­те, повидавшая пол мира, Разия апа и в мирной жизни была смелой, спра­ведливой, прямой. За тру­долюбие, старательность ее уважали односельчане. Любила играть на тальянке, петь песни. Ее звали играть на гармони на клубных ве­черах, праздниках.

Разия апа давно уже держит пост, пять раз в день молится.

– На каждом намазе прошу у Всевышнего мира нашей стране. Чего только мы не повидали! Пусть мо­лодые живут спокойно. А государству, которое забо­тится о нас, огромное спа­сибо, – говорит бабушка и, провожая нас, добавляет…

– Передайте от моего имени привет и лучшие мои пожелания каждому, кто живет в нашем районе.

 

 


Люция Низамиева

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International