Хочу рассказать некоторые эпизоды из рассказанного отцом Идиятуллой

20 июня 2018 г., среда

В 1916 году моего отца и односельчанина Хус­нутдниова Сабира забра­ли в царскую армию в сол­даты и отправили служить в Астраханскую губер­нию. Их командиром был генерал Колчак. В 1917 году произошла револю­ция и власть царя была свергнута. Красная армия оттесняла белых и двига­лась в сторону Кавказа, дошла до Новороссий­ска, что на Черном море, окружила армию белых. Красные предложили им: «Если не хотите сдаваться, грузитесь в баржу, мы от­правим вас в Турцию. Му­сульманам там хорошо». Поверив в это, многие люди погрузились в бар­жу, некоторые, в том чис­ле и отец с дядей Сабиром остались на берегу. После этого баржу прицепили к военному катеру на сто­метровом тросе и погнали в глубь моря. Отойдя от берега километра на два, катер остановился и от­цепил баржу. А из пушки на носу катера сделали два выстрела в сторону трюма баржи. Таким образом ты­сячи людей в барже ушли на дно. Увидев это, люди на берегу были поражены. Почти все они перешли в сторону красных. К ним присоединились мой отец и дядя Сабир. До 1920 года они устанавливали поряд­ки советской власти на Кавказе и в Средней Азии. Командирами были Якуб Чанышев и Михаил Фрун­зе. Отец рассказывал, что случались жесточайшие столкновения. Потому что везде местный народ выражал несогласие, ока­зывал сопротивление. Ра­неных и погибших было много с обеих сторон. Отец тоже был ранен, три недели лечился в госпи­тале. Мир установился только в 1921 году. Солдат отпустили домой.

А на Поволжье в это время царили засуха, го­лод. Отец и дядя Сабир привезли с собой по че­тыре пуда различной еды – сушеной рыбы, фруктов, круп. С этими мешками они прибыли на пароходе в одну из пристаней По­волжья. Их на повозках встретили односельчане Шакир и Хуснутдин, кото­рые получили весточку об их возвращении.

Таким образом, отец вернулся домой человеком богатым, поэтому многие хотели сосватать ему сво­их родственниц. Но папа сказал: «У меня есть моя Таджелниса, с которой у нас уговор, женюсь только на ней!». Мама Таджел­ниса (1896-1989гг) была единственной дочерью деда Зиганши, который служил унтер-офицером еще при царе Алексан­дре. В 1922 году родите­ли создали семью. Жили дружно, хорошо, родили семерых детей. Двое из них еще в младенчестве умерли, остальные пятеро выросли благополучно.

В 1930-м году в дерев­не стали создавать колхо­зы. Закрыли три мечети, медресе, запретили веру. Открыли школу, где учили по-советски. В школе учи­тельствовал член партии Сунгат Муллин, который имел высшее образование. Для взрослых по вечерам устраивали ликбез. Тогда использовали латиницу. Отец работал в колхозе «Красноармеец», на ло­шади перевозил горючее из нефтебазы на Волге. Жили мирно, но тут нача­лась финская война, отца забрали в армию. Только вернулся, вскоре нача­лась и германская война. Участников предыдущих войн на фронт призва­ли первыми. Папа тоже попал в такую группу. В конце 1944 года был ранен, его комиссовали. Вернул­ся в село и вновь работал в колхозе старшим коню­хом. В его попечении было более 80-и лошадей. Мно­гие работы на селе выпол­нялись при помощи лоша­диной силы. Животных по ночам пасли по очереди. В 1947 году вновь случилась засуха, жизнь народа ухуд­шилась. В одну из летних ночей на табун лошадей напали три волка. В табуне было четыре жеребенка, звери пытались отделить их. Лошади и сами защи­щали жеребят. А папа уда­рил волков своей палкой. Но один из зверей успел укусить отца за ногу, креп­ко его поранил. Ничего не добившись, волки вы­нуждены были отступать, они не нанесли урона та­буну. Папа же целый ме­сяц лечился дома. К нему каждый день приходил сельский фельдшер. За му­жество правление колхоза выделило отцу пуд зерна и три килограмма меда. Это были времена, когда люди плохо питались. Поэтому награда правления стала поддержкой для нашей семьи.

Так прошло много лет. Родители жили душа в душу, на старости о них заботились мы, их дети. Папа скончался в 78 лет, мама ушла от нас в 93 года. Теперь уже нет в живых и четырех их детей. Я достиг 82 лет, живу благополуч­но, молюсь о родителях. Вот и этот мой рассказ пусть станет молитвой их доброй памяти. Они были старательными, добрыми людьми. Увы, жизнь, судь­ба никого не балует. По­желаем живым терпения, мирной жизни.

Сулейман ШАКИРОВ, г.Казань.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International