Сафа Гиниятович Гафиятуллин воевал танкистом на фронтах Отечественной войны

20 июня 2018 г., среда

асто приходил к нам в гости, играл со мной в шахматы, при этом рассказывал о своей жизни. А рассказывать ему было о чем, ведь он воевал танкистом на фронтах Отечественной войны, участвовал в жесточайших битвах против фашистских захватчиков.

Я записал некоторые воспоминания Сафы Гиниятовича. Теперь хвалю себя за это, ведь наш родственник, который родился в 1923 году в селе Каргополь, вырос и отучился там же, еще до войны получил специальность тракториста, выращивал хлеб в совхозе, скончался в 1992 году. Часть того, что он мне расска­зывал, хочу довести и до читателей рай­онной газеты. Рассказ ведется от имени самого Сафы Гафиятуллина.

«Когда началась война, меня при­звали на фронт, направили на перепод­готовку. Через четыре месяца я стал танкистом, получив звание младшего лейтенанта. Учли то, что я был отлич­ником боевой подготовки, сразу же до­верили легендарный танк того времени Т-34.

Мне довелось воевать под командо­ванием маршала бронетанковых войск Павла Ротмистрова, за время войны я сменил три танка.

12 июля 1943 года под Прохоровкой мы участвовали в страшных сражени­ях. Утром начали движение навстречу друг другу две громадные танковые ла­вины. Танки первого эшелона наших 29-го и 18-го корпусов, стреляя на ходу, лобовым ударом врезались в боевые по­рядки противника. У гитлеровских «Ти­гров» была толстая лобовая броня, наши «Т-34» не могли сразить их своей 76-и миллиметровой пушкой. Но вблизи мы могли пробить броню врага, при этом сами оставались под огнем. Все решало боевое мастерство наводчика, мое хлад­нокровие и виртуозность вождения ме­ханика-водителя. Мы ринулись вперед, стреляя на ходу. И все-таки один снаряд попал в наш танк. Но мы продолжали оставаться в строю. Наш механик-води­тель умел чувствовать намерения врага, своими действиями всегда помогал на­водчику. Мы вели битву с врагом более двух часов и сожгли два «Тигра». Сраже­ние продолжалось, вскоре подбили пра­вую гусеницу нашего танка, вылетели катки, траки, и машина начала кружить на месте. Кончились боеприпасы, нам пришлось покинуть танк. Как только начали выходить из танка, по нам попал еще один снаряд.

В сознание я пришел только в госпи­тале, был тяжело ранен. Врачи спасли мне жизнь. Из всего экипажа остался только я. За проявленную храбрость во время этого боя меня наградили орде­ном Славы второй степени и именным пистолетом.

Запомнилось еще одно из многочис­ленных сражений. После победы над фашисткой Германией нашему корпусу дали две недели отдыха. А потом нас на­правили в Китай, на войну с Японией. Я пересел в танк нового модернизирован­ного образца, а экипаж сформировали из опытных танкистов.

Получили задание форсировать одну реку и уничтожить вражеские пушки, дзоты и доты. Пройти реку вброд не получалось, песок засасывал танки. Ре­шили переправиться через мост. Ведя непрерывный огонь по врагу, четыре наших 34-ки успели проехать по ту сто­рону реки. Но пятый танк загорелся от прямого попадания снаряда уже на мо­сту, заглох. Из танка никто не выходил. Наводчик нашего танка решил выйти, чтобы зацепить горевший на мосту танк. Не добежав всего несколько ме­тров, был накрыт огнем пулемета. Когда он упал, из нашего танка вышел меха­ник-водитель, но тоже не успел зацепить трос и погиб. Далее выпрыгнул из танка я сам, прижался к земле, собрал послед­ние силы, прыгнул вперед и все-таки зацепил «раненный» танк. Вернулся в свою машину и выдернул горящий танк назад. Затем на большой скорости прео­долел мост, стремительными маневрами отыскал тот японский дзот и уничтожил его. Также уничтожил две пушки. Кру­гом все горело, рвались снаряды, наши танки все подбиты. Мне казалось, что я остался один. В это время меня оглу­шило взрывом, мой танк встал… Чудом оставшись в живых, вылез из машины, провел ночь под танком, но связи с ко­мандованием не прерывал. За этот бой я был награжден орденом Славы третьей степени».

… Сафа Гафиятуллин вернулся с фронта живым, был награжден меда­лями «За Победу над Германией», «За отвагу», орденом Отечественной вой­ны. Много лет работал руководителем колхозов и совхозов района. Мы, альке­евцы, должны бережно хранить память о своем отважном земляке, старшем лейтенанте бронетанковых войск Сафе Гафиятуллине.

Алмаз ВАФИН, учитель Сихтерме-Хузангаевской школы.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International